Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Рекомендации для водителей легкомоторной техники

Туристический маршрут, который мы проложили, разделён по дням на участки, каждый из которых имеет свой собственный «характер». Внутри участка перемещение запланировано только по грунту и преимущественно по живописным местам.

Весь маршрут пройден нами на квадроциклах и зафиксирован в навигаторе. Сложность маршрута – доступная новичкам, имеющим уверенные навыки управления автомобилем и впервые севшим на квадроцикл. Следует учитывать, что любая группа из 4-6 машин будет ехать так, будто водительская квалификация её участников ниже реально имеющейся. Кроме того, чем больше количество участников, тем медленнее двигается группа. Мы старались дать портрет региона – природа, люди, сёла, хозяйства – поэтому и спроектировали круиз по региону, а не трофи-рейд.

Маршрут включает в себя ок. 5-10% общего времени езды по шоссе общего пользования. Остальное время – езда по грунтовкам и лёгкому бездорожью (далее этот вид покрытия условно назовём «грунт»).

Внедорожных препятствий на маршруте практически нет – учитывая численность групп (вряд ли менее 3-4 машин), их разнородный состав (разные навыки, разная техника) и продолжительность поездки, мы избегали мест, где можно застрять: любая задержка, вызванная сложностями трассы, делает график движения такой группы непредсказуемым, что убивает попытки любого планирования.

Маршрут включает много интересных (как в «пейзажном», так и в «водительском» отношениях) грунтовых дорог и дорожек, позволяющих местами двигаться даже на квадроцикле со скоростью до 50 км/ч. Однако при этом требуются собранность и приемлемые усилия по управлению техникой. На маршруте есть вязкие пески – это интересно для квадроциклов и багги, но может оказаться сложно для мотоциклов, поэтому песками не злоупотребяли. Есть крутые подъёмы и спуски, требующие аккуратности при выборе траектории подъёма и при работе газом.

В конце дневного участка (дня) могут использоваться асфальтовые трассы для быстрого завершения дневной программы. Скажем, группа двигается по грунту в малонаселённом районе; в момент, когда по нашим прикидкам пора ускориться, чтобы попасть на ночлег в разумное время, группе предлагается выйти на асфальт и ускориться.

Если группа будет двигаться значительно быстрее, чем мы прогнозировали, по желанию можно выходить на асфальт позже, чем заложено в навигаторе – на месте это будет очень понятно. Если темп движения окажется ниже ожидаемого, на шоссе можно выйти раньше.

Топливо

Совсем избежать населённых пунктов не удалось – в местности, где бывают заправки с 95-м бензином, которого требуют многие современные моторы, это практически нереально. Да и проблемы мы в том, честно говоря, не видим: виды местных станиц и хуторов – это не всегда нарядно, но всегда занятно. Более того, по мере продвижения по маршруту можно начать замечать, что разные поселения обладают разным характером – это показалось нам довольно любопытным. 

Поскольку топливная автономность группы ограничена 2 днями пути, общая идеология поездки – золотая середина между живописными пейзажами и близостью к АЗС с 95 бензином. Определены ключевые точки, на которых обязательно заправиться.

Расход топлива для квадроцикла составит в среднем 9-10 л/100 км при движении по шоссе со скоростью 45-60 км/ч и 11-12 л/100 км при движении по грунту. Запас хода составляет до 100 км при движении по грунту (очень зависит от обстоятельств) и до 150 км при движении по шоссе. Средняя скорость продвижения группы по грунту (с учётом «оглядеться», «о, а что это в навигаторе за точка», «живописная балка – давайте заедем и сфотографируемся» и пр. естественные остановки) не превысит 15 км/ч и зависит от состава и настроя группы. 

Бака квадроцикла или багги хватит на маршрут любого из дней. Для последних 2-3 дней, которые предлагается провести на Кучугурах, выработаны отдельные рекомендации.

Сельскохозяйственные угодья

Грунтовые дороги частью пролегают между полей. При прокладке маршрута какие-то поля огибались по периметру, через какие-то удавалось срезать наискось. Это зависит от того, засеяно ли (возделано ли) поле. Обстановка на полях может меняться: где-то убрали урожай, и по полю стало можно ездить, где-то, наоборот, распахали и засеяли, и по нему проехать можно, но не надо, поэтому рекомендуется принимать решения, ориентируясь на общую нитку маршрута в навигаторе. В любом случае «крюк» при объезде одного поля может составить от нескольких сотен метров до пары километров, не более.

При езде по полям группе рекомендуется, по возможности, «разворачиваться лавой» – на полях больше всего пыли, и при построении фронтом это мешает гораздо меньше, чем в колонне, когда каждый участник глотает пыль от минимум одной впереди идущей машины.

Добавим, что езда по залитому солнцем и продуваемому ветром убранному полю (а поля, понятное дело, ровные) – это впечатление, которое не передают ни рассказы, ни фотографии, ни видеосъёмка.

Техническое обеспечение

  • Обмундирование

Сразу следует сказать, что специальное снаряжение для мото- и квадроциклистов – при езде по этому региону в тёплое время года себя не оправдало: несуразно дорого и не факт, что удобно в пыли. А пыли там много. Если же придётся промокнуть под дождём, то сушить все эти доспехи у костра бывает крайне неудобно, а в непромокаемой одежде жарко.

На опыте наших поездок и опыте тех, кто проходил этим же маршрутом после нас, приведём некоторые рекомендация по обмундированию и снаряжению.

Мотоциклетные очки. С учётом пыли это едва ли не главный аксессуар. Очки обязательно должны плотно прилегать к лицу – «перемотка» или «отрывники» вряд ли необходимы. Если хочется прикупить серьёзные очки – рекомендуем варианты с пылевым фильтром на воздухозаборнике. Очки нужны не только на грунте, но и при перегонах на трассе: край плодородный, мошкары много.

Одежда. Рекомендуем добротный камуфляж, цвет – любой светлый. Хорошо себя зарекомендовал обычный Army Combat Uniform (ACU) образца 2004 года: не пропускает холодный воздух и не перегревает человека в жару, не сразу промокает и стремительно сохнет, не рвётся, удобен, много карманов, оригинальная версия стоит около 3800 руб. Под его китель можно, в зависимости от погоды, надеть футболку или свитер, поверх – опять же по погоде – плащ или ветровку на случай дождя, которые там в летнее время редки. При приобретении ACU следует различать более дешёвую версию из китайской ткани и оригинальный камуфляж, который шьётся по официальным заказам НАТО (у нас в России, как правило, несложно найти качественный ACU от польских швейных фабрик).

Головной убор – обязательно, и обязательно плотно сидящий на голове. Это могут быть кепи или бандана – пыль набивается в волосы, да и солнце может напечь голову. Армейская/охотничья панама (т.н. boonie hat) имеет смысл, только если есть желание спасти шею и уши от обгорания на солнце, но её сдувает при езде, а в конце сентября солнечных ожогов ожидать не приходится. Напечь голову, повторимся, всё равно может.

Обувь – берцы, охотничьи ботинки любой удобной модели, но обязательно с износоустойчивая и на толстой твёрдой подошве. Напоминающие кроссовки подошвы «типа резиновые» плохи на каменистых грунтах, а верх из сеточки позволяет дышать ногам, но может не дожить до конца поездки из-за степных колючек. Абсолютно приемлемые берцы ценой от 2500 до 4000 рублей делает Белоруссия, в них ходит серьёзный спецназ всей России, причём покупает их за свой счёт. Мы бы рекомендовали для такой поездки модель «Англия-2», хотя аналогов – множество. Важно не купить нечаянно утеплённые берцы. Водозащищённая обувь (gore-tex и пр.) будет избыточна, но если она уже есть – на усмотрение хозяина. На ночном привале удобно переобуться в обычные лёгкие кроссовки.

Шлемы. Шлем обязательно должен позволять носить пылезащитные очки. Любое "забрало" будет практически бесполезно.

Черепахи, наколенники, налокотники, наплечники, перчатки: для квадроциклистов – по вкусу, мотоциклистам – крайне рекомендованы, водителям багги они вряд ли пригодятся.

  • Снаряжение

Обязательно иметь запасную канистру для каждой единицы транспорта. Следует учесть, что традиционные «автомобильные» канистры очень сложно крепить на багажниках, они всё время норовят выпутаться из ремней, это может вызывать частые остановки. Мы настоятельно рекомендуем плоские «внедорожные» канистры ёмкостью 20 литров (меньший размер может не решить своих задач, а разница в цене некритична).

Ручная лебёдка, сендтраки, блок, шаклы, компрессор, топоры, ножовка, лопата – наличие этих инструментов не критично, но один комплект на группу не помешает.

На поясе настоятельно рекомендуем иметь флягу с водой, а в багаже, причём в лёгкой досягаемости – 5-литровую канистру с водой. При длительных (от 15 минут) привалах первое, что нужно сделать, – пополнить флягу на поясе, если Вы отпили из неё на треть или более, потом – отлучиться по нужде, потом – определиться с дальнейшим маршрутом (задача для лидера), потом – сделать снимки и одновременно, если Вы курите, покурить. Поседовательность именно такая, она себя оправдывает.

Багаж («шмурдяк») обязательно паковать на багажнике очень плотно, поэтому добраться до любой мелочи – целое дело. В итоге того, чего у Вас нет под рукой (на поясном ремне, в разгрузке, в сумке под рулём), у Вас при движении нет вовсе, либо Вы рискуете задержать группу на 10 минут, чтобы просто сделать несколько глотков воды. 

Настоятельно рекомендован достаточный запас влажной туалетной бумаги в заклеивающихся упаковках – и по прямому назначению, и на все случаи жизни (хотя бы лицо от песка и пыли оттереть, руки перед едой в поле очистить, и т.п.).

  • Гаджеты

Рации. Имеет смысл снабдить рацией хотя бы головную и замыкающую машины, иначе очень легко растерять всю колонну: замыкающая машина даёт головной команды на остановку в случае, если кто-то вынужден прекратить движение. На ходу рации не слышно (отчасти спасает размещение её в нагрудных карманах, но плохо), лучше пользоваться гарнитурой с наушником. Остальным машинам колонны рация не обязательна.

Навигатор. Если есть, можно взять с собой, но смысл будет иметь только тот навигатор, что «умеет жить на улице», потому что иначе Вы не сможете им пользоваться. То есть – пылевлагозащищённый и снабжённый кронштейном для крепления перед глазами. В качестве второго навигационного инструмента на привалах оправдан планшет с Яндекс-картами – Яндекс очень неплохо знает эту местность, большой экран планшета нагляднее «окошка» навигатора и удобнее атласа. Необходимо позаботиться о том, чтобы планшет находился в сумке, защищающей его от пыли, из которой его можно быстро достать и быстро убрать обратно.

Фотоаппарат. Про зеркалки стоит забыть – дело даже не в их чувствительности к пыли и к тряске, а в том, что держать зеркалку под рукой на квадре или багги страшно неудобно – она громоздка. Если Вы не профессиональный фотограф, доставать-убирать зеркалку Вы не станете. Реально пользоваться только компактом («мыльницей»), её получится держать в нагрудном кармане и быстро доставать, чтобы поймать быстро сменяющиеся пейзажи, но ремешок всё же рекомендуем от неё отстегнуть – не нужен и будет мешать. Хорошо, если в «мыльнице» есть GPS-навигатор – иначе потом будет сложно разобраться, где что снято, но это уже рекомендация для активных фотолюбителей.

Мобильная связь есть практически везде, почти везде есть онлайн-интернет, но это всегда EDGE, и довольно хромой. Связь 3G есть только в населённых пунктах.

Зарядное устройство от прикуривателя для гаджетов, особенно телефонов – важно. Важно также продумать, где будет находиться гаджет в момент зарядки при движении – удобна какая-нибудь сумочка, пристёгивающаяся на технику в районе руля.